Вокзал «Новосибирск-Главный»
Новосибирск-Главный – крупнейшая пассажирская железнодорожная станция в Новосибирске и Новосибирской области, а также железнодорожный вокзал на указанной станции.
Началась история Новосибирского вокзала еще в 1925 г., когда возникла идея построить новый вокзал в городе. В 1929 г. Московское архитектурное общество объявило конкурс проектов. Лучшим признали проект архитектора Николая Волошина. Дальнейшей разработкой этого эскизного проекта занялось киевское отделение Гипротранса. Заложили фундамент в 1931 г. Расчет арочного свода и других железобетонных конструкций сделал инженер Николай Никитин, в честь которого в Новосибирске названа одна из улиц. Вокзал был сдан в эксплуатацию 25 января 1939 г.
Станция занимает ключевое положение на транссибирской магистрали и является начальной точкой Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали), что определяет ее важнейшее транзитное значение между странами Средней Азии, западными и восточными районами страны.
От Новосибирска идут фирменные поезда дальнего следования до Омска («Иртыш»), Красноярска («Красный Яр»), Нового Уренгоя («Обь»), Москвы («Сибиряк»).
Электропоезда идут от Новосибирска-Главного в пяти направлениях до станций:
- Западное направление: Чик, Коченёво, Чулымская, Каргат, Убинское, Барабинск, Чаны, Татарская, Калачинская, Омск.
- Восточное направление: Новосибирск-Восточный, Сокур, Мошково, Ояш, Болотная, Юрга 1, Тайга, Томск.
- Южное направление: Бердск, Искитим, Ложок, Линёво, Дорогино, Черепаново, Среднесибирская, Озерки, Барнаул.
- Кузбасское направление: Восточная, Льниха, Буготак, Изынский, Тогучин, Курундус, Падунская, Промышленная, Егозово, Проектная, Белово, Артышта-2, Трудармейская, Киселёвск, Прокопьевск, Новокузнецк.
- На Сокур через Инскую: Издревая, Жеребцово, Сокур.
Существует 3 участка железной дороги:
- Новосибирский (направления «Новосибирск-Главный–Чулымская», «Новосибирск-Главный–Болотная», «Новосибирск-Главный–Курундус», «Новосибирск-Главный–Черепаново»).
- Барабинский (направление «Чулымская–Барабинск–Татарская»).
- Карасукский (направление «Сузун–Карасук-I–Татарская»).
Ежегодный пассажиропоток составляет более 16 млн. пассажиров. Залы и переходы (общей площадью 29 тыс. кв. м) вмещают около 4000 человек.
Путешественники могут не только приобрести билеты и подождать отправления поезда в уютных креслах, но и пообедать в ресторане, привести себя в порядок в душевом комплексе, проверить электронную почту, прибрести необходимые в дороге мелочи. Для пассажиров с малышами есть игровые помещения и комната матери и ребенка. А для тех, кто следует транзитом, функционирует гостиница.
Среди достопримечательностей на территории вокзала следует выделить:
- Копию паровоза «Проворный». Его оригинал водил первые поезда в России по Царскосельской железной дороге в середине XIX века.
- Мемориальную доску в честь пребывания здесь В.И. Ленина. Он останавливался на вокзале в 1897 г., когда следовал в Шушенское.
- Статуи «встречающих-провожающих» на перроне возле первого пути: это мужчина с малышом на плече и женщина, обнимающая мальчика-школьника.
Подробнее о здании вокзала как о туристическом объекте можно узнать на туристическом портале Новосибирской области и на организованной или самостоятельной экскурсиях.
Местонахождение: 630004, Новосибирск, Дмитрия Шамшурина, 43 (станция метро «Площадь Гарина-Михайловского»)
Режим работы: круглосуточно
Единая справочная: 8-800-775-00-00, справочная: 005, гостиница: +7(383) 229-23-76, центр содействия мобильности: 8-800-510-11-11
Источники: официальный сайт: novosibirsk-glavnyiy.dzvr.ru; www.nsk.novosibdom.ru; www.zhd-vokzaly.ru
Автор фотографий: Артем Лисицын